Икона целителя Пантелеимона 1Икона целителя Пантелеимона 2Икона целителя Пантелеимона 3Икона целителя Пантелеимона 4Икона целителя Пантелеимона 5

Приход храма Великомученика и Целителя Пантелеимона в Удельной

События и новости



Подвиг царской семьи - наш маяк

Протоиерей  Алексий  Масюк, Анастасия  Державина,

100-летие Царской Голгофы / 27.06.2018

Отец Алексий на праздник Святой Троицы, 2018 год

 В № 22 (190), в интервью о Русских святых ХХ века и Царской Семье, постоянный автор «ПК» писатель и ученый Валерий Павлович Филимонов рассказал, что в Петербурге еще с начала 90-х годов регулярно совершаются многолюдные Царские крестные ходы, организует которые протоиерей Алексий Масюк. Милостию Божией, посетив Северную столицу, мы познакомились с батюшкой Алексием и расспросили его об этом важном покаянно-просветительском подвиге.

Протоиерей Алексий Масюк - известный клирик Санкт-Петербургской епархии, проповедник, общественный деятель, монархист. Рукоположен во священника в 1990 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), с которым его связывали близкие духовные отношения. Настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона в Удельной при Психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова (до революции - церковь при доме призрения для душевнобольных им. Императора Александра III). В советское время храм использовали как склад, разрушив на две трети; трудами отца Алексия он был восстановлен. У батюшки духовно окормляются не только больные, но и медперсонал больницы, работе с которым он уделяет много внимания. Также на попечении церкви находится расположенный рядом с лечебницей дом престарелых.

С начала 1990-х годов отец Алексий проявляет активность в общественной жизни города. Его несомненной заслугой является организация и проведение Царских крестных ходов, с 1991 года на дни памяти Царя Мученика Николая II ежегодно собирающих у храма Спаса на Крови прежде десятки, а теперь сотни верующих. Батюшка внес существенную лепту в подготовку народа России к прославлению святых Царственных Мучеников. Кроме того, в дни памяти Русских Государей он принимает участие в служении панихид в усыпальнице Дома Романовых в Петропавловской крепости. Пастырь радеет о Царском просвещении: выступает на монархических мероприятиях, на радио, публикуется в православной и патриотической прессе.


- Отец Алексий, как, с чего у Вас началось почитание Царственных Мучеников?

- Почитание Царственных Мучеников мне привито в семье, моей матерью, а ей - от ее матери. Моя бабушка, которая умерла до моего рождения, окончила гимназию и учительскую семинарию. Это дореволюционное образование сделало ее более сведущей касательно исторической памяти по сравнению с обычным советским обывателем. И хотя о злодейском убийстве Царской Семьи тогда и дома можно было говорить только шепотом, как и о Боге, эти разговоры побудили мою мать назвать меня Алексеем - в честь умученного Наследника.

 

- Расскажите, пожалуйста, о Царских крестных ходах, которые Вы организуете уже столько лет. С чего все начиналось? Где и как они проходят? Какие тенденции наблюдаются в настоящее время?

- Когда мы начинали свои крестные ходы, была настоящая весна Православия. Это происходило в 1991 году, с благословения владыки Иоанна (Снычева). Время, когда он возглавлял нашу кафедру, - это целая эпоха, очень благоприятная для православного и патриотического возрождения.

Место, откуда идет наш крестный ход, довольно многолюдное, туристическое: Екатерининский канал, храм Спаса на Крови, или храм Воскресения Христова - памятник мученической кончине Государя Александра II Николаевича, построенный на народные средства.
Поначалу крестные ходы собирали огромное количество людей, заполнялась не только площадь перед входом в Михайловский садик, но и сам садик. У нас даже фотографии сохранились, когда шел дождь и зонтиками было покрыто огромное, насколько хватает глаз, пространство...

 

- А по каким критериям выбирали место?

- Чтобы была связь с Царским подвигом и - в центре города. Александр II - дед святого Царя Мученика Николая Александровича. Он тоже пролил свою Царскую кровь за те устои, которые хранил. Он желал для России процветания без революционных потрясений и, как отмечают нынешние историки,  успешно совершал преобразования в Русской жизни. Конечно же, врагам нашей страны, врагам Христовым не нужно было такое мирное эволюционное развитие. Им нужны были потрясения, как говорил Столыпин, - поэтому и пролилась Царская кровь на набережной Екатерининского канала.

Мы помним, как Государь явил великодушие, истинно Царскую милость, когда, несмотря на смертельную опасность, вышел к потерпевшим от первого взрыва. Было же два взрыва. Один совершенно не повредил Государю, а второй оказался смертельным. Так вот, Царь мог бы в ту же минуту скрыться, сразу удалиться от опасного места; случись это сегодня - армия телохранителей бросилась бы на него и закрыла своими телами... Нет, он по-христиански вышел к этим несчастным, которые пострадали от первого взрыва, среди них был даже подросток. К нему Царь и направился - и оказался одиноким и беззащитным перед новой бомбой - террориста Гриневицкого.

И это место, если кто бывал в храме Воскресения, огорожено сенью: с благоговением сохранена даже мостовая, на которой пролилась кровь Государя. Там все сделано добротно и с любовью. Русский народ был потрясен цареубийством и отозвался на него теми свершениями, которые прославили имя Наследника, Государя Александра III. Между прочим, будучи Наследником, именно Александр III основал нашу больницу и наш храм при ней. С Божией помощью удалось восстановить памятник Императору, разрушенный большевиками.

Начинания Царя Александра III поддержал народ. А начинания эти выразились в том, что для блага Отечества Православие, Самодержавие, Народность должны быть превыше всего. Возвращение к этим вековым устоям России и заложило основу благоденствия нашей страны. Последние два царствования мы считаем наиболее благоприятными, благодетельными для Русского народа. За это время население России увеличилось вдвое - по одному этому показателю можно судить об успехах и стремительном развитии. Это, можно сказать, некая вершина, акме Русского Самодержавия, да и всей исторической России. Она была заложена реформами Царя Александра II, но выправлена и упрочена уже волей Александра III.

 


Офицерский мундир по форме лейб-гвардии
Саперного батальона, в котором был убит
Император Александр II.
Хранится в Эрмитаже

Ну, а при Николае II Россия не оценила благодеяний Божиих и проводников этих благодеяний - своих Государей. Были даны свободы, которые, как оказалось, не всякий человек может с пользой употребить, во спасение своей души и для блага своего Отечества. Случилось, как в акафисте Царю Мученику сказано: «Всякими чудесы яви Господь благоволение Свое Русским людем, дондеже преогорчиша Господа зело...» И была попущена революция и все последующее...

 

- В какие дни вы собираетесь у Спаса на Крови?

- Три раза в год: 2/15 марта - на праздник иконы Божией Матери «Державная», 6/19 мая - в день рождения Государя Мученика Николая II, и 4/17 июля - в день Царской Голгофы.

Сначала наш крестный ход шел от Спаса на Крови до Казанского собора (ок. 1 км), такой маршрут сохранялся несколько лет. Т. е. мы перекрывали своим шествием Невский проспект (ок. 150 м). Вот какая была свобода, весна Православия! Городские власти позволяли это делать, по крайней мере не усматривали в этом каких-то нарушений порядка или создания транспортных проблем.

А потом, лет 15 назад, Матвиенко, бывшая тогда губернатором Санкт-Петербурга, категорически запретила пересекать Невский, даже был послан ОМОН, чтобы остановить наш крестный ход. Но мы шествие повернули через подземный переход и прошли к Казанскому собору, не пересекая проезжую часть. Ну, а потом нам уже и это запретили. Мы стали ходить через Итальянский мостик (400 м от храма) и, не доходя Невского, возвращались, делая положенный круг вокруг храма Воскресения. Т. е. наш маленький крестный ход, по продолжительности и длине пути, к сожалению, в итоге сократился раза в три...

 

- Как думаете, почему так происходит?

- Трудно сказать, что у чиновников в голове. На словах они все за сохранение традиций, за семейные ценности. Но как можно утверждать семейные ценности, если мы не чтим главную Семью России - святую Царскую?! Ведь они являются образцом высокой нравственности, истинно христианской, православной... В общем, можно сказать, наш крестный ход страдальчески пробивает себе дорогу. Добиться разрешения каждый раз очень сложно, в трех инстанциях нужно получить подписи, все это с постоянными придирками, волокитой с документацией; оформление бумаг затягивают до последнего. Уже пора давать информацию участникам о крестном ходе, а мы еще никаких разрешений не получили...

 


Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в Удельной


- А церковные власти как относятся к такой ситуации?

- В этом году впервые в истории нам дано письменное благословение от правящего архиерея. Раньше официальной бумаги не было. Но оказалось, что светские власти и этим готовы совершенно откровенно пренебречь. Например, в этом году нам не дали разрешения на Крестный ход в 150-летний юбилей дня рождения святого Царя Мученика Николая. Пришлось ограничиться молитвенным стоянием. Хотя мы все сроки соблюли, все было подано вовремя - нет, придрались к каким-то мелочам. Некоему комитету по транспортному движению не понравилось, что наш 20-минутный Крестный ход собрался идти по пешеходной зоне и несколько метров по узкой едва загруженной дорожке с односторонним движением.

 

- Что Вы думаете о нынешнем духовном состоянии Русского народа?

- Картина невеселая. Наш Крестный ход - красноречивая иллюстрация сегодняшнего положения. Очень мало молодежи. Кто продолжит многолетнюю традицию крестных ходов в Царские дни? Какое-то равнодушие и к прошлому, и к будущему Отечества. А ведь сейчас - пожалуйста, вся информация доступна, но теплохладность и лень питают друг друга;  книг никто не читает, отсюда и проистекает неразвитость. Все кажется трудным, непонятным, далеким - про какого-то Царя им говорят, о каком-то туманном и непонятном прошлом. Дух времени делает свое дело. Чтобы прийти к почитанию Царской Семьи, нужно быть отзывчивым ко всему подлинному, нефальшивому, отзывчивым к истинной нравственной красоте, которой сияют Царственные Мученики. А это, увы, зачастую не востребовано нынешними людьми.

Но подвиг Царской Семьи - это наш светоч, наш маяк. Если мы хотим разобраться, что есть белое, а что черное; что добро, а что зло - то вот, мы обращаемся к этому образу. К мыслям, трудам, начинаниям Царя Мученика, а также Государыни Мученицы, их Детей - и получаем ясные исчерпывающие ответы на вопросы, как относиться ко всем этим явлениям - к глобализации, к обновленчеству, к апостасии... Все это они - Царская чета - предвидели и положили свои венценосные главы, чтобы остановить. При этом Мученики были фактически одиноки - наш Царь один шел против течения всей мировой апостасии - каково?! Какую силу духа нужно иметь, какую твердую веру!.. Сегодня даже из соображений государственной безопасности, обороны страны, нам необходимо вернуться к духовным ценностям и устоям, которыми мы все прежние века держались.

 

- А в церковной среде как обстоит дело с почитанием Царской Семьи и пониманием ее подвига?

- Имеющий уши да слышит... Кто-то понимает этот пример и подвиг глубже, и кого-то это острее, личностней касается, а кто-то - нет, лишь формально, поверхностно; признал потому, что Церковь признала. Поэтому, к сожалению, нельзя сказать, что в церковной среде, в отличие, например, от спящего общества в целом, присутствует всеобщее осознание и почитание Царской Семьи и их подвига. Того, что требуется - покаянного осмысления той жертвы, какую положили во основание духовного возрождения России Царь и Царица, - этого пока и здесь не видно. Не говоря уже о том, что во многих храмах даже икон-то Царственных Мучеников нет...


Крестный ход у Спаса на Крови в день памяти святых
Царственных Мучеников, 2016 год

 

- Что можно ответить тем людям, которые считают, что Царская тема сегодня не актуальна? Почему, каким образом она касается всех нас?

- Надо понять, что 100 лет назад произошла трагедия, цареубийство - весь народ впал в страшный недуг, а раз так, то пора нам в конце концов выздоравливать. Не говорю уже о духовности и святости, хотя это наша цель, но для начала нужно как минимум избавиться от недуга, выздороветь, просто стать нормальными людьми... Впрочем, самые здоровые и нормальные - это и есть святые! Ну, а у нас, получается, год 100-летия Царской Голгофы запомнится проведением в России чемпионата мира по футболу... Вы посмотрите, что творится на улицах, в магазинах, в новостях... Уверен, что фетишизация спорта, футбола нагло навязывается населению. Вопрос - кому это нужно, кто так заинтересован в популяризации ложных ценностей?..

 

- Как мы должны встретить 100-летнюю годовщину Царской Голгофы? Следует ли священноначалию призвать православный народ к сугубому трехдневному посту перед 17 июля и соборной покаянной молитве в сам день памяти Царской Семьи?
- Об этом остается только мечтать! Ответить на вопрос о характере проведения скорбного юбилея не так уж просто. С одной стороны, у нас так сложилось, что без поддержки, указания сверху, событие не приобретает должной значимости, но это же приводит и к казенщине, вульгаризации! Очевидно, что все-таки важнее внутреннее личное обращение каждого Русского человека, как блудного сына, к своему Отцу - Царю Мученику. Он - ходатай пред Богом за нас. «Народ согрешит - Царь умолит», - так ведь мыслили некогда на Руси.

 

Подвиг Царской Семьи - это наш светоч, наш маяк. Если мы хотим разобраться, что есть белое, а что черное; что добро, а что зло - то вот, мы обращаемся к этому образу. К мыслям, трудам, начинаниям Царя Мученика, а также Государыни Мученицы, их Детей - и получаем ясные исчерпывающие ответы на вопросы, как относиться ко всем этим явлениям - к глобализации, к обновленчеству, к апостасии... Все это они - Царская чета - предвидели и положили свои венценосные главы, чтобы остановить.

 

Внутренне каждый должен полюбить своего законного по сей день Государя, данного Богом для нашего спасения, и благоговейно приклониться и покаяться перед ним в том, что совершили наши предки, - в предательстве и отступлении. И в том, что сами мы тоже жили как не помнящие родства Иваны. И очень даже привыкли к такой жизни, гораздо более удобной и комфортной, чем жизнь с исторической и тем более покаянной памятью. Какая еще историческая память - только голову забивать себе... Но что мы на Страшном Суде услышим за такое жестокосердие?

А все-таки мы - страна с 1000-летней историей, культурой, каждый из нас - ее частица, носитель духовно-нравственных ценностей России, исторической традиции. Ее необходимо любить и воскрешать, каждому по мере сил.

 

- О чем Вы молитесь Царю Мученику?

- О Державе Российской, конечно. И народе ея. О всем, что сказано в молитвах к нему. И не устану повторять, что необходимо покаяние. Вообще, самое прочное основание для молитвы - это прежде всего и всегда покаяние, а уж в нашем-то случае это абсолютно очевидно. У нас без Царя получается - или самая кровавая власть, или самая казнокрадская, вот и выбирай! Но мы чаем от Бога данного правления. Об этом и молимся.

 

- Выучили ли мы уроки столетия? Что нам можно ожидать в нынешнем положении?

- Опять же - скорбями будем выздоравливать, раз не хотим свободной волюшкой, когда все уже раскрыто, показано, указано лучшими современными умами... Нет, не слышим их. Значит, посыплются ракеты на головы или еще что-нибудь. И это будет и наказанием, и спасением. Потому что Господь Свое стадо бережет - чтобы оно не рассеялось по стране далече.

 

- Но что-то же в этой ситуации должно нас утешать?

- Что благодеяние Царя Мученика Николая II для России, его значение и духовная сила - неисчерпаемы. Его подвигом мы и устоим.

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

+   +   +

 

Так недавно ходили вы здесь, по земле!

Фотографии ваши остались простые.

Стали солью земною в житейской золе

трастотерпцы святые.

 

Ваши кости в безвестьи омыли дожди.

Жили вы, сомневаясь, быть может, но веря.

Весь ваш подвиг простой, как и наш впереди:

Вы не приняли Зверя.

 

Ваша тихая горница столь же чиста,

И лампадка зажженная так же мерцает.

Губы шепчут молитву, что нас сберегает

В ожиданьи Христа.

Протоиерей Андрей ЛОГВИНОВ